ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА.
Конечно, все мы слышали про психоанализ, но вот групповой психоанализ – что это?
Если вы бывали на корпоративных тренингах, знакомы с группами встреч, посещали психодраматические или гештальт-группы, ваш опыт здесь вам никак не поможет.
В психоаналитической группе всё будет непривычно. Вас не будут учить, обучать, натаскивать; вам не будут помогать найти очередной способ эффективно облапошить конкурента; вас не станут убеждать, что на агрессию надо отвечать обезоруживающей улыбкой. Не пойдёт здесь речь о терпимости к сирым и убогим, тема о любви к ближнему и к домашним животным также, скорее всего, не возникнет.
Основная идея группового психоанализа чрезвычайно проста: вы сможете сами, без чужой помощи, научиться быть счастливым, если вы о себе самом будете знать то, что привыкли не знать, не хотите знать или знаете, но предпочитаете считать неважным. Имейте в виду, в психоаналитической группе вас никто не будет анализировать, потрошить, раскладывать по полочкам! Вы будете делать это сами. Если вы сами себе интересны, конечно…
И не говорите, что вы знаете о себе всё! Если это так, вы уже успешны, богаты, знамениты, вас все любят, вы слывете хорошим и добрым человеком. Если это так, держитесь от нас подальше, мы с такими не работаем!
Но, увы, мало кто из нас может похвастать душевным покоем, довольством собой, мало кто скажет, что он живёт именно так, как и хотел, что всё сбылось, что радость не покидает его ни утром, ни вечером.
Далеко не каждого из нас природа одарила прекрасным лицом, врождённым обаянием, тонким умом; не каждый рождается в состоятельной и дружной семье; не каждого в младенчестве ангел поцеловал в макушку… Мы все разные, у нас разные возможности. Но вот беда, как раз те из нас, кому, казалось бы, на роду написано быть успешными, радоваться жизни, любить и быть любимыми, - как раз эти люди часто бывают несчастливы, пасмурны, и не могут насладиться теми золотыми плодами, которыми их наградила судьба.
С этим надо что-то делать, потому что так жить плохо. Это надо поправить.
Каждую неделю небольшая компания людей собирается вместе, чтобы полтора часа говорить о важном. Оказывается, это совсем непросто, и поначалу у них ничего не получается. Они пытаются говорить то о политике, то о том, какие они значительные и умные, то о том, как их не ценят и не понимают близкие. Они негодуют по поводу несправедливо устроенного мира, они раздражаются друг на друга, друг друга перебивают и, в конце концов, требуют от психоаналитика, чтобы он навёл порядок в группе.
Они не сразу понимают, что говорят не о важном, а о пустом, потому что так привыкли, потому что о важном им до сих пор говорить было негде.
Иногда, когда они пытались, их не хотели слушать, а иногда они сами отмахивались, когда кто-то другой хотел говорить о своём важном. Постепенно они свыклись с тем, что о важном говорить не стоит, это приводит к раздражению и конфликтам. Постепенно они забыли о том, что важное вообще существует, раз можно говорить о простом и забавном.
Каждую неделю небольшая компания людей собирается вместе, чтобы говорить искренне. Но это так же трудно, как говорить о важном. Не сразу ты понимаешь, что говорить искренне тебе мешает не противный сосед справа или самоуверенный индюк напротив, а ты сам себе мешаешь, твоя тревога, твои привычки, твой страх. Ты пытаешься быть рассудительным и неуязвимым, ты надуваешь щёки и намекаешь на то, что ты знаешь больше, чем говоришь, ты заговорщически смотришь в глаза психоаналитику и ждёшь от него поддержки и понимания. Но через некоторое время ты понимаешь, что тебе уже не хочется быть глупым и поверхностным, тебе хочется чего-то другого.